(Кратиров Павел Феодорович, 6.05.1871, с. Покровское Тотемского у. Вологодской губ.- 5.01. 1932, г. Харьков), еп. Старобельский, деятель «иосифлянства». Из семьи священника, рано лишился матери. После сельской школы поступил в Вологодское ДУ. В 1885 г., окончив уч-ще по 1-му разряду, был зачислен в Вологодскую ДС. В конце учебы в семинарии тяжело заболел плевритом, остался жить вопреки прогнозам врачей, что укрепило его в вере. Во время выздоровления с авг. 1891 г. проживал в Новочеркасске у дяди священника. 22 нояб. того же года определен на должность учителя Новочеркасской образцовой школы грамоты. В 1892 г. поступил в КазДА. Окончил академию в 1896 г. с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель» (опубл. в 1897 в Казани). Ок. года, ожидая назначения от Учебного комитета, прожил у отца в Покровском, преподавал Закон Божий в сельской школе. 10 июля 1897 г. назначен преподавателем греч. языка в Тульскую ДС. 26 сент. 1902 г. перемещен на должность преподавателя словесности в Курскую ДС. С 12 марта 1903 г. преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Харьковскую ДС (до 1918). Также преподавал рус. язык и гражданскую историю в Харьковском епархиальном жен. уч-ще (до 1909), был законоучителем в мужской и женской гимназиях Харькова. Регулярно публиковался в епархиальных периодических изданиях. Резко отрицательно отнесся к революции 1905-1907 гг. Тогда впервые проявился его талант как публициста и проповедника. На лекциях в Харьковском Народном доме и на собрании духовенства епархии в Покровском мон-ре он обосновывал необходимость применения смертной казни по отношению к революционерам. Эту же позицию он отстаивал в статьях, публиковавшихся в епархиальном ж. «Вера и разум» в 1905, 1906, 1908 и 1915 гг. В 1914 г. овдовел.
К Февральской революции 1917 г. отнесся «спокойно и равнодушно», приняв ее «как данность». Однако после Октябрьского переворота он решил бороться словом Божиим с надвигавшимся неверием. Неск. раз участвовал в публичных диспутах с безбожниками. В разгар большевистских гонений на веру решил принять священнический сан. 24 сент. 1921 г. был рукоположен во диакона, 26 сент.- во иерея. Служил священником в харьковском храме в честь иконы Божией Матери «Озерянская». 25 янв. 1922 г. по предложению Харьковского архиеп. Нафанаила (Троицкого) патриарх и Синод РПЦ приняли решение избрать свящ. П. Кратирова (по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита) епископом Старобельским, викарием Харьковской епархии. Старобельскому архиерею предоставлялись права «полусамостоятельного епископа» и настоятеля Куряжского Преображенского монастыря. Местожительством его был назначен харьковский Покровский монастырь.
28 янв. 1922 г. свящ. П. Кратиров был пострижен в Харькове в монашество с именем Павел, 15 февр. возведен в сан архимандрита. 19 февр. в ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» харьковского Покровского мон-ря (по др. сведениям, в кафедральном соборе Харькова) Курский митр. Назарий (Кириллов), Харьковский архиеп. Нафанаил, епископы Сумский Корнилий (Попов; впосл. митрополит) и Белгородский Никон (Пурлевский; впосл. архиепископ) хиротонисали П. во епископа Старобельского. Летом 1922 г. П. вместе с архиеп. Нафанаилом вел борьбу с обновленчеством в Харьковской епархии, в это время он написал ст. «Правда о так называемом обновленчестве» для распространения среди верующих. 19 авг. обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) издало указ об увольнении П. на покой и о высылке его за пределы Харьковской епархии. 24 авг. такое же постановление ВЦУ издало в отношении архиеп. Нафанаила. 28 авг. архиеп. Нафанаил и П. были вызваны в Наркомат юстиции УССР, где от них потребовали немедленно покинуть Харьков; помещение Харьковского епархиального совета было опечатано милицией и впосл. передано обновленцам.
П. выехал из Харькова на короткое время; осенью 1922 г. он вернулся и возглавил борьбу с обновленчеством. 17 марта 1923 г. арестован вместе с 13 харьковскими священнослужителями и 2 мирянами. 15 мая того же года Особая комиссия НКВД УССР по адм. высылкам постановила выслать П. за пределы Украины сроком на 3 года. 21 мая он был освобожден из тюрьмы и выехал в Крым. Был назначен епископом Ялтинским, викарием Таврической епархии. В том же году по требованию местных властей был вынужден уйти на покой. Нек-рое время проживал в Сухуме, Гаграх, затем в Вологде, во Владимире, в Вел. Устюге, Москве; часто подвергался кратковременным арестам. Подписал 12 апр. 1925 г. как епископ Старобельский акт о восприятии церковной власти патриаршим местоблюстителем митр. сщмч. Петром (Полянским). Вскоре с разрешения властей вернулся в Харьков. В сер. 20-х гг. ХХ в. написал с учетом совр. научных знаний статью о том, что ожидает человека после смерти (не публиковалась, конфискована при аресте, утрачена).
Весной 1926 г. поддержал претензии на высшую церковную власть Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского). Публичные выступления П. против заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) привели к разрыву общения П. с находившимися в Харькове высланными из своих епархий укр. архиереями. После отказа митр. Агафангела в июне того же года от претензий на полномочия патриаршего местоблюстителя П. вступил в переписку с руководителями григорианского раскола - архиепископами Свердловским Григорием (Яцковским), Можайским Борисом (Рукиным) и Донским митр. Митрофаном (Симашкевичем), но не согласился присоединиться к григорианскому Временному высшему церковному совету (ВВЦС). В течение неск. месяцев П., по его более поздним показаниям, «ни от кого не признавал административной зависимости и вел церковную работу самостоятельно», продолжал вести переписку с митр. Агафангелом. Резко отрицательно воспринял «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия и Временного Синода РПЦ. Осенью 1927 г. обратился к митр. Агафангелу с письмом, в к-ром обвинил митр. Сергия в узурпации церковной власти. В ответном послании Ярославский архиерей поддержал эту позицию. После отделения митр. Агафангела и его викариев от митр. Сергия в февр. 1928 г. П., очевидно, принял решение о присоединении к «Ярославской оппозиции». В это время П. написал получившее известность среди церковной общественности письмо «Критические замечания по поводу второго послания митр. Сергия», в к-ром отрицалась каноничность власти заместителя местоблюстителя и делался вывод: «...самое широкое самоуправление православных епископов до времени Собора, согласно постановлению Патриаршего Синода от 7/20 ноября 1920 года, вот по нашему мнению, правильный лозунг нашего времени».
В апр. 1928 г. П. направил митр. Сергию заявление об отделении от него, после чего был запрещен в священнослужении постановлением заместителя местоблюстителя и Временного Синода. В развернутом открытом ответе не признал этого решения. П. обратился к митр. Агафангелу с просьбой «разрешить возглавляться его именем», но получил отказ - Ярославский архиерей посоветовал поминать за богослужением имя пребывавшего в ссылке местоблюстителя митр. Петра. Также в апр. появилось приписываемое П. анонимное открытое письмо к безымянному епископу («Первое письмо епископа»), в котором критиковалось решение митр. Сергия ради легализации Церкви пойти на соглашение с «внешними» (т. е. с советской властью): «Неужели же из-за сохранения церковно-хозяйственного имущества (храмы, здания, утварь), канцелярии и ее принадлежности можно продать Христа и Царство Божие?». Критика П. митр. Сергия приобрела со временем самый резкий характер. В написанном в мае того же года открытом письме верующим «О модернизованной Церкви или о Сергиевском православии» П. заявлял, что митр. Сергий и члены Синода являются не только еретиками и раскольниками, но и богоотступниками. После того как в мае 1928 г. митр. Агафангел пошел на примирение с митр. Сергием, П. установил связи со сторонниками митрополита бывш. Ленинградского Иосифа (Петровых). В июне П. направил письмо в Ленинград фактическому руководителю иосифлянского движения Гдовскому еп. Димитрию (Любимову) с просьбой о принятии в молитвенное общение.
Еп. Димитрий запросил у П. надлежащие документы и после их получения принял его в общение и предложил окормлять ближайшие иосифлянские общины. Летом 1928 г. П. признали своим архиереем ок. 20 приходов в Харьковском, Сумском, Изюмском и Днепропетровском округах УССР. Харьковское ГПУ потребовало от П. прекратить возносить за богослужением имя патриаршего местоблюстителя митр. Петра, а после отказа запретило епископу выезжать из Харькова и брать под свое окормление новые приходы. В конце сент. того же года ГПУ разрешило П. совершать поездки в приходы (каждый раз с особого разрешения), однако в марте 1929 г. выезжать из Харькова П. было окончательно запрещено. Он практически потерял возможность совершать богослужения (иосифлянских храмов в Харькове не было), однако продолжал управлять признавшими его приходами, число к-рых постепенно увеличивалось. Под управление П. перешли иосифлянские приходы в Киеве, Курске, Глухове, Ананьеве, неск. общин в Острогожском, Липецком, Мариупольском округах. Всего П. окормлял ок. 40 иосифлянских общин. Он просил в письмах к еп. Димитрию разъяснений и руководящих указаний по сложным вопросам церковной жизни, обращался к нему через своих посланцев за св. миром, антиминсами, неск. раз посылал в Ленинград кандидатов в священство для совершения рукоположений. После ареста еп. Димитрия П. установил связи со сменившим его в руководстве иосифлянством Нарвским еп. Сергием (Дружининым).
Сложно развивались отношения у П. с проживавшим в Ельце управляющим иосифлянской Воронежской епархией Козловским еп. Алексием (Буем), к-рого еп. Димитрий назначил экзархом Украины. Еп. Алексий окормлял некоторые приходы в Харьковском, Сумском и Изюмских округах, что вызывало разногласия между архиереями. Еп. Димитрий предложил еп. Алексию передать П. окормляемые им приходы в Харьковской епархии. Еп. Алексий согласился, но с учетом пожеланий самих приходов. В результате под окормление П. перешел лишь один приход буевцев. На предложение еп. Алексия в янв. 1929 г., незадолго до своего ареста, приехать в Елец для встречи и урегулирования спорных вопросов П. ответил отказом и сам предложил еп. Алексию приехать в Харьков. Более позитивно развивались отношения П. с проживавшим в г. Новомосковске иосифлянским Бахмутским еп. Иоасафом (Поповым), к к-рому после ареста еп. Алексия перешло управление окормлявшихся последним приходов. П. и еп. Иоасаф встречались в Харькове, поддерживали друг с другом переписку, П. направлял в Новомосковск для рукоположения кандидатов в иереи.
16 янв. 1931 г. П. был задержан и помещен в харьковский Дом предварительного заключения № 1 (официально арест был оформлен 17 янв.). В это же время в Харькове были арестованы 12 иосифлянских священнослужителей, монашествующих и мирян. 8 чел. из них вместе с П. были привлечены к групповому следственному делу «контрреволюционной организации церковников, именовавшей себя «Истинно православной Церковью», на Украине». Всего по этому делу проходили 136 чел., в т. ч. еп. Иоасаф (Попов). На допросах П. отказался признать себя виновным, заявив: «Ни в какой контрреволюционной организации не участвовал никогда». При этом П. не скрывал своего критического отношения к советской власти как враждебной правосл. вере: постановлением Коллегии ОГПУ от 2 янв. 1932 г. приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ. Через 3 дня скончался в тюремной больнице (согласно медицинской справке, от саркомы лимфатических желез и двухстороннего плеврита). Точное место захоронения неизвестно. По нек-рым сведениям, был похоронен на кладбище близ Озерянской ц., что на Холодной Горе (в 1960 уничтожено).
Канонизирован 1 нояб. 1981 г. Архиерейским Собором РПЦЗ. 23 дек. 2014 г. Синод УПЦ внес имя П. в Собор Старобельских святых в качестве местночтимого святого.